Rambler's Top100

Международный антитеррористический
Медиафорум

Поиск
   
на главную карта сайта написать письмо Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта
Главная
Партнерам
Учеба журналистов
Новости
Форум
Программа
Выступления
Фотогалерея
Конференции
проблем этих семей с помощью

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРЕГРАДЫ НА ПУТЯХ ВТОРЖЕНИЯ

В.А. Озеров, председатель Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Актуальность вынесенной для обсуждения на медиафоруме темы не вызывает сомнения. Сегодня наркобизнес и терроризм связаны напрямую. Для подавляющего числа террористических организаций наркобизнес один из основных источников финансирования. В связи с этим борьба с терроризмом и наркоугрозой за последнее десятилетие приобрела статус не только приоритетно государственной задачи, но и важнейшей международной. В ее решении задействованы огромные материальные, административные, интеллектуальные, в том числе, информационные ресурсы.

Наряду с возрастающей наркоугрозой для безопасности государства становится не менее опасной такое явление как наркотерроризм, ставший разновидностью терроризма.

Со временем наркотерроризм в России стал приобретать все большую масштабность, социальную опасность, трансформируясь в серьезную национальную угрозу - появились многочисленные одиночные и групповые попытки угонов наркоманами воздушных судов, захват; заложников. Наркотерроризм трансформировался в серьезную национальную угрозу, что, в частности, ярко видно на примере Чечни.

Все это накладывает на законодателей высокую ответственность за формирование адекватного остроте нарко- и террористической угроз правового поля.

Безусловно, имеющаяся правовая база борьбы с терроризмом и наркоугрозой нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии, так как и террористические организации и наркобароны приспосабливаются к постоянно изменяющейся политической и экономической обстановке, в своих преступных целях используют процессы глобализации.

Приятно отметить, что в последнее время серьезное внимание этой проблеме уделяется государствами-членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Так, 16 апреля 2004 года в г. Санкт-Петербурге на совместном заседании Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ в составе руководителей парламентов государств-членов ОДКБ и Комитета секретарей советов безопасности государств-членов ОДКБ был представлен проект Рекомендаций по унификации и гармонизации национального законодательства государств-членов ОДКБ в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Названный проект Рекомендаций состоит из двух частей, в каждой из которых прописаны конкретные предложения по внесению изменений или дополнений в законодательные акты государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом вполне закономерно, что в ряде предложений основные ссылки делаются на положения модельных законов, принятых в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Данный документ направлен на рассмотрение очередной сессии Совета коллективной безопасности.

Кроме того в апреле текущего года Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ принят модельный закон "О борьбе с терроризмом" в новой редакции. Указанный модельный закон является универсальным, в нем предусмотрены и вопросы профилактики терроризма. Мы надеемся, что положения закона получат развитие в национальных законодательствах государств-участников СНГ.

В свою очередь, в настоящее время в Российской Федерации разрабатывается проект новой редакции закона "О противодействии терроризму". На наш взгляд, в нем целесообразно отразить не только формы, методы и средства борьбы с терроризмом, но и его профилактику и предупреждение.

В сфере борьбы с терроризмом настоятельно необходимо внести:

-изменения и дополнения в закон о средствах массовой информации с целью недопущения последними действий, составляющих пропаганду террористических целей, популяризацию террористических действий и их исполнителей, а также распространения сведений, представляющих как для действующих, так и для потенциальных террористов, информацию о технологии изготовления орудий и средств террора и методики их применения;

-изменения и дополнения в Уголовный Кодекс Российской Федерации в части, касающейся уточнения составов преступлений террористического характера и ответственности за их совершение. В частности, представляется необходимым ввести уголовную ответственность за наиболее опасные формы терроризма; ужесточить санкции, в том числе отменить мораторий на смертную казнь по отношению к лицам, вина которых в совершении террористических акций, сопряженных с человеческими жертвами, доказана; ввести санкции, включающие в себя конфискацию имущества, особенно за финансирование терроризма.

Представляется важным принятие мер по развитию подзаконной нормативной базы борьбы с терроризмом, направленных, прежде всего, на его профилактику. Речь идет о повышении социального, экономического и культурного уровня жизни населения, заботе о детстве и воспитании молодежи, искоренении негативных явлений в обществе, порождающих терроризм.

Так как наркоугроза является составной частью террористической угрозы, то отправной идеей государственно-общественных мер противодействия незаконному обороту наркотиков должно стать соединение усилий всего общества, государственно-правовых институтов, властных структур, средств массовой информации, НПО. Важнейший аспект в данном направлении - организационно-правовой.

Поэтому насущная потребность общества и государства состоит в совершенствовании законодательства в сфере борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков как на федеральном, так и региональном уровнях. Каковы же пути совершенствования законодательства в этой сфере?

Прежде всего, с учетом правоприменительной практики требует унификации и стандартизации законодательный понятийный аппарат, как в федеральном законодательстве, так и в нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Применяемая терминология должна быть согласована с международными правовыми актами.

Так, например, в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации используется такое понятие, как "одурманивающие вещества", которое не применяется в международных правовых документах, регулирующих правоотношения в области противодействия употреблению, незаконному хранению и сбыту наркотиков.

С другой стороны, в Уголовном Кодексе Российской Федерации не определено понятие сильнодействующих (ядовитых) веществ, что затрудняет правоприменение и приводит к единоличному толкованию судьями данного термина. Отсюда - принятие различных по своему содержанию судебных решений за одни и те же противоправные деяния.

Было бы также целесообразно внести необходимые изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации и предусмотреть ужесточение ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Представляется целесообразным внести изменения в сторону ужесточения наказания и в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности в статью 20.22, которая предусматривает наложение административного штрафа на родителей или законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда за появление подростков в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, а равно и распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных и иных одурманивающих веществ в общественных местах.

И, наконец, в области борьбы с наркопреступностью нельзя не учитывать и тот факт, что появилось относительно новое направление - противодействие наркопреступлениям, вязанным с использованием высоких технологий и компьютерной техники.

Технический прогресс с одной стороны, открыл возможность для социального развития, а, с другой, - способствовал появлению нетрадиционных форм преступности, когда электронные технологии стали использоваться в криминальных целях, в том числе для распространения информации по Интернету. Наркобизнес использует многочисленные способы подобных технологий: кодирование информации о поставках наркотиков, организацию финансовых сделок с помощью электронных средств, информационное противодействие правоохранительным структурам, организационную и юридическую самозащиту, незаконную рекламу наркотических и психотропных веществ.

Поэтому необходима мощная информационно-пропагандистская кампания в СМИ последствий употребления наркотиков, проведение журналистских расследований и подготовка к эфиру выступлений представителей антитеррористических органов о связях наркодельцов и террористических организаций.

В настоящее время действующее федеральное законодательство практически не предусматривает какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой или косвенной пропаганды наркотиков, в частности некоторыми "звездами" музыкального мира, журналистами, фиксируются все чаще. В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности, в такие федеральные законы, как "О средствах массовой информации", "О рекламе", "О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции", а также в "Доктрину информационной безопасности России" и другие акты, предусмотрев ответственность за публичную пропаганду наркотиков.

И, наконец, как вы знаете, в прошлом году представителями власти и медиасообщества была подписана и утверждена Антитеррористическая конвенция (так называемые правила работы средств массовой информации в чрезвычайных ситуациях). На наш взгляд, следует внимательнее присмотреться к этой конвенции и извлечь из нее позитив. В частности, развить тезис - работники СМИ обязаны понимать, что в период террористического акта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам.

 
  Дизайнерская группа
ОДКБ 2005
тел.: 8-926-233-44-10
e-mail:
адрес: 125047 г. Москва, Оружейный пер, 15а
Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования