Rambler's Top100

Международный антитеррористический
Медиафорум

Поиск
   
на главную карта сайта написать письмо Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта
Главная
Партнерам
Учеба журналистов
Новости
Форум
Программа
Выступления
Фотогалерея
Конференции
вершина наркоцентр

ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ДОЛЖНА СТАТЬ ПРАВИЛОМ ПУБЛИКАЦИИ

О.П. Глухарев, начальник Управления противодействия вызовам и угрозам Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности

"Быть или не быть, вот в чем вопрос?" и "Что делать?".

Два вопроса, заданных в разные эпохи и по разным поводам объединили нас сегодня при обсуждении глобальной проблемы борьбы с терроризмом.

Быть или не быть демократическому обществу, когда терроризм стал в числе главных вызовов миру, стабильности и государственной власти.

И что делать в условиях сегодняшней способности терроризма использовать ассиметричные методы для обхода традиционных систем безопасности и обороны.

Результаты борьбы с терроризмом зависят не только от эффективной деятельности спецслужб, правоохранительных органов и международных организаций, но и от задействования потенциала всего гражданского общества, в том числе и средств массовой информации в противостоянии этой угрозе.

Средства массовой информации, представителей которых в этом зале сегодня большинство, зачастую ассоциируются с "четвертой властью". Действительно, современные СМИ располагают многими атрибутами, присущими властным структурам.

Они обладают мощными кадровыми и технологичными ресурсами. Они мобильны и в высокой степени корпоративны, в том числе и на международном уровне, а значит, имеют широкие возможности по оказанию влияния на различные слои населения.

Реакция СМИ на терроризм должна быть многомерной.

СМИ по многим параметрам способны эффективно содействовать противоборству с терроризмом.

С позиций Управления противодействия вызовам и угрозам Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности, хотелось бы остановиться на следующих аспектах нашего видения роли средств массовой информации в борьбе с терроризмом.

Первое. СМИ способны оказывать соответствующее воздействие на законодательную власть, инициируя ускорение по устранению изъянов в законодательных нормах и положении в финансовой сфере, касающихся борьбы с отмыванием денег наркомафии и уголовного наказания за финансирование терроризма.

Помимо этого, как "четвертая власть" СМИ могут эффективно влиять на других игроков на политической арене как внутри своих государств, так и за его пределами в ситуациях, связанных с решением вопросов об экстрадиции террористов и неизбежного уголовного преследования тех из них, кто пытается рядиться в одежды политических борцов.

Второе. СМИ способны взять на себя ключевую роль в информационном противоборстве с идеологами террористических и экстремистских организаций для скоординированной борьбы с ними на территории всего мирового сообщества.

Вопрос определения таких организаций, а не стран в целом, чего добиваются некоторые западные лидеры, чувствительный с точки зрения соблюдения прав человека. Однако надо исходить из принципа, что спонсоры терроризма, прикрывая свои истинные цели, научились использовать зоны демократического общества для уничтожения светской власти и демократии.

Поэтому СМИ должны задействовать весь свой потенциал для защиты самого общества и самой демократии от терроризма, особенно в плане повышения иммунитета и транспарентности гражданского общества в формировании философии неприятия и отторжения этой страшной угрозы, а также превентивного сдерживания возможных процессов размежевания на почве экстремизма в различных его проявлениях.

Третье. При освещении средствами массовой информации свершившихся актов терроризма недопустимо идти вразрез с нормами закона, общегражданскими правилами и обязательствами. В противном случае, представители масс-медиа вольно или невольно становятся своего рода оруженосцами субъектов террористической деятельности. Прискорбно, но именно так произошло в трагедии, связанной с захватом зрителей мюзикла "Норд-Ост" в 2002 году после тиражирования интервью с террористами.

И последнее. Хотелось бы отметить, что довольно непростой темой является взаимоотношения представителей СМИ с правоохранительными структурами, занимающимися борьбой с данными угрозами и вызовами современному обществу.

Именно с позиций "четвертой власти" СМИ способны либо оказать содействие спецслужбам и правоохранительным органам, либо значительно затруднить их деятельность (кстати, игнорируя тем самым права и обязанности их сотрудников).

Представляется, что в нынешних условиях агрессивной деятельности террористов, СМИ должны более активно способствовать формированию в сознании граждан позитива и распространения наилучшей практики борьбы с терроризмом, создания благоприятных условий для функционирования правоохранительной системы. Незыблемым правилом публикаций в сфере противоборства с экстремизмом должны стать их предсказуемость и базирование на здоровых принципах, не наносящих ущерба безопасности и стабильности в обществе.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), обеспечивая согласованность и взаимодополняемость интеграционных мер борьбы с современными вызовами и угрозами особенно в сфере противодействия терроризму, заинтересована в наращивании потенциала взаимодействия с СМИ. Секретариат ОДКБ в целом и его структурное подразделение Управление противодействия вызовам и угрозам всегда открыты для средств массовой информации и готовы к сотрудничеству и взаимодействию.

В свою очередь, от СМИ мы ожидаем аналогичных шагов и приветствуем любые инициативы, способные организовать и сплотить общество в борьбе с современными вызовами - терроризмом и иными проявлениями экстремизма и наркоугрозой.

 
  Дизайнерская группа
ОДКБ 2005
тел.: 8-926-233-44-10
e-mail:
адрес: 125047 г. Москва, Оружейный пер, 15а
Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования