Rambler's Top100

Международный антитеррористический
Медиафорум

Поиск
   
на главную карта сайта написать письмо Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта
Главная
Партнерам
Учеба журналистов
Новости
Форум
Программа
Выступления
Фотогалерея
Конференции
руку владелец шокера

ВНЕ СЛОВА НЕТ НИ БОГА, НИ ВСЕЛЕННОЙ

Ч.Т. Айтматов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Королевстве Бельгия, Королевстве Нидерландов, Великом Герцогстве Люксембург, Французской Республике

Имя, которому в одном случае предвестник апокалипсиса, в другом - фигурант насильственного триумфа. Таковым предстал и все больше надвигается на нас исподволь быстро растущий уродливый зачаток современного мирового зла. То, что мы именуем теперь международным убийственным терроризмом. Но ведь есть на свете и те, которые гордятся и пестуют терроризм и воспаряют в облаках чудовищной славы и культа. В этом наша трагедия.

Причиной факторов, порождающих терроризм в нашу эпоху предостаточно много, от глобальных столкновений культур и цивилизаций, от предрассудков и экстремизма коварно извлекаемых из догматов религий. От геополитических конфликтов между богатыми и бедными странами, от национализма и шовинизма, и так далее, до психологического фактора немыслимой, шокирующей нас вне природной фатальной агрессивности. Речь идет о шахидских самоубийствах, самоубийцах-взрывниках. И все это происходит невероятным образом, как выбросы из-под коры земной, а по сути, из-под коры сознания и подсознания сбитых с гуманитарных мировоззрений современных нам людей, охваченных и обреченных на то, что мы пытаемся осмыслить как явление терроризма и противостоять тому. Об этом речь.

И в этой связи мне хотелось бы приветствовать организаторов данной конференции в Москве столь целенаправленного медиа-форума, а именно то, что привлекает нас всех - "СМИ против терроризма и наркоугрозы". Очень своевременно и очень кстати собрали нас. Тема СМИ - исключительно насущная проблематичная, и что необходимо подчеркнуть, поистине универсальная и актуальная, касающаяся всех наших современников во всех странах, существующих ныне на земле. Ибо средства массовой информации благодаря выдающимся достижениям глобальных современных коммуникаций объемлют нашу эпоху подобно свету и тьме, без которых не бывает дней и ночей. Это значит - СМИ невозможно не уподобить некой божественной стихии, хотя она исходит от нас грешных людей. Но ее фактор многозначный и неизмеримый по действию в политике, культуре, международных отношениях, социальных положениях, и таков, что и сам Бог не смог бы нести такую ответственность, оказывая такое глобальное влияние, которыми обладают современные средства массовой информации на планете. И в этой связи, прежде чем затронуть некоторые конкретные моменты, касающиеся роли и миссии СМИ перед лицом терроризма и порождающих это насилие на свете источников, я хотел бы изложить вкратце сопутствующие задачи в журналистке, свое, в определенном смысле, философское видение места и постижения мировой миссии СМИ. Надеюсь, что об этом стоит поразмыслить вслух, о том, что есть в нашей, казалось бы обыденной, повседневной информационной жизни существенного, вселенского даже в борьбе с терроризмом. То есть куда клонит тенденция глобализма современности, чем мы можем содействовать - словом и делом, позитивным сторонам этого процесса истории.

Так вот, на мой взгляд, стоило бы вникнуть в суть актуальных проблем бытия, а их, можно сказать, предостаточно. Начиная от международной борьбы с терроризмом и кончая межрелигиозными отношениями в мире, а если вникнуть глубже, я хотел бы особо отметить наиболее близко волнующие меня вопросы общего характера - роль и миссию современных средств массовой информации и проблемы культуры XXI века, относительности постмодернистских поисков, цели и задачи творческого и национального разнообразия. Словом, задачи современных СМИ, а также искусства и литературы, и вопросов таких непочатый край. А среди всего этого мне хотелось бы еще раз подчеркнуть тему СМИ как исключительно важный, всеохватывающий фактор, влияющий на мировое сознание человечества и, стало быть, на всех нас ныне живущих и мыслящих, на наши идеи, на наши действия и в итоге на наши умонастроения.

Возможно у меня при этом проявится свой подход, свое понимание поистине суперглобального значения современных СМИ. Поэтому я позволю себе напомнить не только злободневную повседневную значимость и ответственность формирующихся информационных пространств эпохи, но и прибегнуть к древним метафорам в постижении исконного понимания универсальности слова как такового, понимания, унаследованного от кочевых философов давно минувших времен. В частности я приведу очень давнее изречение из казахско-киргизской поэзии еще наматской эпохи, которое было сказано задолго до догматов мировых религий. Нечто вольное и емкое было сказано в универсальном смысле, а в переводе это изречение звучи так: "Слово выпасает Бога на небесах, Слово доит молоко Вселенной и кормит нас тем молоком вселенским из рода в род, из века в век. И потому вне Слова, за пределами Слова нет ни Бога, ни Вселенной и нет в мире силы такой, превосходящей силу Слова, и нет в мире огненного пламени, превосходящего жаром пламя и мощь Слова". Эта галактическая фраза тогдашних кочевых философов, тогдашних акынов-импровизаторов, обозревающих мир в седлах.

Носители тогдашней суперинформаци, еще не ограниченные и не подвергнутые цензуре, религиозным догматам, гласили, как я понимаю, о неисчерпаемости человеческого сознания, стремящегося к бесконечному динамизму глобальных всеохватывающих событий и явлений, и я полагаю, что в этом мировоззрении таится своя базовая истина, истина вечности, постигаемая в "доении" Вселенной, истина, требующая от дояра, то есть от человека - носителя мысли, постоянной эволюции, постоянного самосовершенствования сознания. С этой точки зрения, в этом контексте есть для нас сопутствующая истина, требующая реализации, осуществления повседневного бытия через Слово, через современное технически мобильное Слово, охватывающее повсюду всех мыслящих субъектов, всех на белом свете, ибо все это именно так и было сотворено с изначальных времен. И ведь недаром было сказано: "Вначале было Слово". Это касается и нас в XXI веке. Более того, трудно, а точнее немыслимо даже представить себе наше современное бытие на планете вне информационного процесса, вне глобализма масс-медиа, ибо как было сказано еще архаичными мыслителями, возможно так и надо понимать по сути, что вне Слова нет ни Бога, ни Вселенной. И повторяю: во всем этом предстоит универсальная задача осмысления через Слово, то есть через современные СМИ многосложности жизненных процессов, привносящих в мир и фундаментальные научные открытия, и эмоциональные страсти духа, как говорится, и пламень, и камень. И тут же столкновение убеждений и сомнений, правды и лжи, добра и зла, новаторства и консерватизма, догматов и революций, политических анализов и демагогии, то есть все, что принято называть Жизнью, Судьбой, Историей, Эпохой.

Исходя из вышесказанного, я пытаюсь обратиться к современным ситуациям слова, к нынешним проблемам масс-медиа, ее тенденциям и последствиям. Ибо СМИ - постоянно действующий информационный фактор, это тот самый космос общественной жизни, без которой немыслима сама общественная жизнь как таковая, и что отсюда возникает необходимость отслеживать действий СМИ как в локальных, так и в глобальных аспектах. И прежде всего, в контексте современных медиа-процессов Запада и Востока, ибо в геополитическом измерении Запад и Восток пребывают в постоянном взаимовыяснении мировых критериев бытия, слагаемых цивилизаций и культур, постоянном поиске глобального диалога евразийского баланса между Западом и Востоком.

Если касаться непосредственно нашей темы, а именно - СМИ против терроризма, то в этой попытке постичь истину судить об этом удается по текущей действительности: как и насколько объективно и оперативно, насколько проникновенно по сути отражается природа разрушительной практики террористического насилия средствами массовой информации, насколько эффектно и убедительно это воздействует на мировую общественность. И тут необходимо обратить внимание на одно парадоксальное положение вещей. Дело в том, что СМИ, то есть мы сами оказываемся как бы в пропагандистском заложничестве терроризма, ибо применительно к современным условиям это означает, что чуть ли не главный замысел и цель совершенных и совершаемых терактов рассчитан на массовый отклик СМИ, везде и повсюду, на всех языках и во всех формах, во всех концах света. Можно даже предполагать, что множество терактов планировались именно на такую дестабилизационную реакцию и прежде всего на порождаемый эффект телевидения. Хотим мы того или нет, телепередачи для терроризма - наглядные действия, открытый вызов истории. Ибо общественный отклик отчаяния и возмущения на совершенные теракты является главной целью террористов. Так они рассчитывали на порождение массового страха, переходящего в панику, порождающего политическую нестабильность и далее подрыв экономики тех стран, против которых направлен удар террористов. Слагающиеся в нашу эпоху глобализации мирового информационного пространства как нельзя удачно играют на руку идеологам международного терроризма, всякий раз являясь эффективным действием в психологической войне, объявленной ими мировому сообществу. Именно этого умопомрачительного эффекта они и ждут. Жертвы и разрушения мгновенно вызывают настоящий сель, лавину сообщений в электронных СМИ, чего и требовалось для террористов в их замыслах и действиях. Разрушения и трагедия 11 сентября, транслируемые по всему миру, стали эталонной карточкой эпохи, своеобразной презентацией XXI века. И таких устрашающих примеров множество. Хотим мы того или нет, неизбежная героизация насилия приходится неизбежным бременем СМИ.

Как тут быть? Как обнажить истину, не превращая ее в популистское знамя врага? Об этом парадоксе следует подумать всем нам совместно. Я лично думаю, что сюда следует бросить гуманистический художественный потенциал кино, телевидения, театра и даже эстрадного искусства, дабы оградить наши души, защитить массовое сознание от цинизма, от психологического каннибальства, наглядного террористического насилия. Эта одна из главных задач деятелей СМИ в наши дни, в нашу эпоху мирового демократизма и глобализации. Ибо при всем при том среди прав и презумпций свобод есть один наиважнейший приоритет - это право человека на жизнь, на ее защиту и безопасность. И служить тому должны и мысль, и слово - от репортажа до философских выводов. В этой связи мне хотелось бы обратить внимание на межрелигиозное противостояние и конфликты. Поскольку они подчас нелепы, провокационны, являясь источником террористических исторжений. Наиболее наглядным и убедительным примером может послужить эпизод из конфликта между индуистами и мусульманами в современной Индии. Конфликт, возникший вокруг знаменитой мечети города Аядохья в Центральной Индии. Эта монументальная мечеть, насколько известно, была построена еще в XV веке нашим ферганским соотечественником Бабуром, к тому же поэтом своего времени, тем самым Бабуром, основавшим империю великих моголов в Северной Индии. Мечеть простояла пять веков. И вот в конце ХХ века вспыхнул спор. Поначалу были выдвинуты индуистами претензии, якобы эта мечеть была воздвигнута на том месте, где когда-то якобы родился бог Рама - герой эпоса Рамаяма. Был ли он исторической личностью неизвестно. Археологических подтверждений места его рождения также не было. Но миф оказался сильней и агрессивней реальности. В процессе возникшего конфликта мечеть была разрушена и начались взаимные убиения уже в форме взаимного терроризма, что привело к страшным погромам в Бомбее. Все это происходило в наши дни, когда вместо взаимоуважения и толерантности при попустительстве местных властей и местных СМИ насилие и терроризм захватывают души людские, а религия тому способствует. Казалось бы, где же здравый смысл? Неужто так невозможно было рассудить спор на уровне взаимного компромисса не разжигая межрелигиозную вражду, терроризм. Странно, но что думали тамошние журналисты? Нечто подобное муссируется и между Израилем и Палестиной. И каждая страна, как и каждая религия, проявляют свой неукротимый эгоизм и экстремизм, несущий людям муки, жертвы и страдания.

Еще один эпизод из этого ряда и о котором я поведаю вам. Это произошло у нас в Киргизии. Некая молодая женщина приняла христианство, стала протестанткой. Потом она появилась у себя в родном селении, под горами. Не знаю, по какой причине она скончалась. И когда ее понесли на похороны на местное кладбище, то тут возникла огромная толпа местных жителей во главе с муллой и они не пустили похоронить жительницу, здесь рожденную когда-то. Сами понимаете, что там произошло, и пришлось убираться с покойницей в другие места на сотни километров, где якобы разрешено хоронить людей этого вероисповедания. Вот эти предрассудки еще раз говорят о том, насколько мы находимся в плену этих предрассудков. И вместо того, чтобы выразить сострадание, местные люди даже не смогли простить. Я все это привожу как пример тому, что мы действительно все обузданы этими страшными проблемами и конфликтами.

И в заключение мне хотелось бы еще раз выразить идею. Как показали реальные процессы на рубеже двух столетий, прежде всего деятельность международной антитеррористической коалиции, мировая политическая элита уделяет недостаточное внимание проблеме преодоления идейного экстремизма, порождающего такую крайнюю форму насилия и терроризма. Противодействие ему со стороны международной антитеррористической коалиции показывает, что силовых, экономических и правовых мер здесь явно недостаточно, так как это зло имеет мировоззренческие корни и должно размываться с учетом этих обстоятельств. Иначе - реакция на следствие болезни, а не на причину. Таким образом, особую озабоченность вызывает недооценка мировым сообществом экстремального фактора, крайняя форма проявления которого - терроризм. В этих условиях представляется ошибочным считать приоритетом только силовое противодействие терроризму со стороны международной антитеррористической коалиции. Стратегически будет неэффектным, если силовые действия не будут сопровождаться активнейшей работой по формированию сознания, основанной на принципах толерантности и взаимной терпимости. Такое положение делает современную цивилизацию беззащитной от новейшего варварства, снижает эффективность антитеррористических условий мира и осознания того, что наиболее серьезная угроза человечеству в XXI веке это мировоззренческий, религиозный, национальный и политический экстремизм, крайним проявлением которых является международный терроризм. В этой связи актуальное значение имеет выработка мировоззренческой парадигмы XXI века сообща, как основы нового миропорядка, призванного сдержать и преодолеть все более расширяющийся и углубляющийся экстремистско-террористический фактор.

 
  Дизайнерская группа
ОДКБ 2005
тел.: 8-926-233-44-10
e-mail:
адрес: 125047 г. Москва, Оружейный пер, 15а
Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования