Rambler's Top100

Международный антитеррористический
Медиафорум

Поиск
   
на главную карта сайта написать письмо Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта
Главная
Партнерам
Учеба журналистов
Новости
Форум
Программа
Выступления
Фотогалерея
Конференции
ПАРАПЛАНЕРИЗМЕ КОНДОР Главная

ТЕРРОРИЗМ КАК НОВАЯ ФОРМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

В.А. Соболев, заместитель Секретаря Совета безопасности Российской Федерации

Тема сегодняшнего форума, вне всякого сомнения, весьма актуальна. Международный терроризм сегодня - реальная глобальная угроза развитию человечества. Терроризм сам по себе нуждается в публичности. Его влияние на общество очень сильно зависит от средств массовой информации, через которые он стремится привлекать и удерживать внимание граждан. Без сомнения убийство солдата или полицейского вызовет реакцию средств массовой информации в одной или другой газете. Но такие акции, как взрыв на рынке или в ресторане в центре города с массовой гибелью, жертвами среди женщин и детей наверняка появятся на страницах печати и на телевизионном экране во всем мире. В этой смысле атака самолетов международного торгового центра в Нью-Йорке несомненно является "блестящей" акцией, направленной на привлечение внимания миллионов, а может быть и сотен миллионов людей во всем мире. Факты свидетельствуют о том, что иногда складывается определенная связь между СМИ и терроризмом.

Отражая реальную жизнь с ее жестокостью и насилием, СМИ невольно показывают методы действий террористов, а также дают порой неосознанные советы, направленные на повышение эффективности их деятельности в последующем. Например, в 1975 году западно-германская террористическая группа "Баадер майн хоф" захватила в заложники политика, чтобы обменять его на заключенных - своих сторонников. Террористы вынудили показать по телевидению впоследствии процесс посадки в самолет каждого из освобожденных и зачитать их пропагандистское заявление. По свидетельству одного из ведущих руководителей западно-германского телевидения того времени, страна на 72 часа отдала эфир в руки террористов. Или другой пример. После взрывов электропоездов в Кисловодске и Ессентуках, в некоторых наших средствах массовой информации появились описания принципа действия новых эффективных взрывных устройств. Действительно новых и по принципиальному применению. Более того, с рассуждением куда бы следовало заложить их для увеличения количества жертв.

Эффективность террористических акций сегодня во многом определяется аудиторией, на которую она рассчитана. СМИ зачастую бывают единственным средством независимой информации, пожалуй, действительно единственным о террористическом акте для самих террористов. Власти могут использовать средства массовой информации для создания враждебного отношения общественности к участникам той или иной акции и воздействия на них и их соратников. Или скрыть детали, введя тотальную цензуру на информацию, побочные явления в виде нарушения прав человека и неоправданных потерь при проведении контртеррористических операций.

Одно из главных условий террора сегодня - это активное бурное подключение средств массовой информации. Террор сегодня заинтересован в этом. У современного террора поле боя и телеэкран. И не зря в своих акциях террористы прежде всего требуют не денег, а ставят политические цели, требуют камеру и тележурналистов. Цель - воздействие на общество, чтобы уже оно предъявляло ультиматум своим лидерам. Типичный пример такой технологии, такой акции - "Норд-ост". Объект атаки - концертный зал, мелькающие на экране заложники. Средства массовой информации широко транслировали, что Бараева можно понять, что людей надо освобождать. И как мало говорили о том, что у Бараева руки по локоть в крови и есть документальные кадры с его участием в расстрелах и убийствах мирных людей. То есть показывался образ человека, который борется за свою независимость, за независимость своего народа, из него делался некий Робин Гуд. Более того, в этот же период камеры тщательно выискивали среди заложников тех людей, которые испытывали "синдром заложника", когда чувство благодарности у людей, которые только что были поставлены на колени захватчиком, преобладали над разумом.

Кстати, по тем данным, которые передают мировые социологические исследования, именно такому эффекту подвержено примерно 1/5 часть населения, попадающие в такие ситуации. Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора и насилия не в отношении представителя власти, хотя они тоже имеют место, а насилие против мирных беззащитных людей, и что крайне важно, не имеющих отношения к адресату террора, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ, через общественное мнение и только через него, как через передаточный механизм лидерам стран. И, наконец, предъявления через те же СМИ обществу и лидерам мотивов террора и условий его прекращения. Таким образом, по сравнению с прошлым веком появляется совершенно новый элемент терроризма - использование террористами средств массовой информации как бы специального передаточного механизма, ретранслятора между террористами и адресатами террора.

Как показывает и последний опыт очень громкой и трагичной по своей сущности акции, осуществленной в Испании, в том числе под воздействием средств массовой информации, у террористов и, к сожалению, у многих простых граждан создалось впечатление, что эта акция оказала существенное влияние не только на результаты выборов (как вам известно, через буквально несколько дней состоялись выборы в Испании), но и в последующем, на принятие решения о выводе контингента испанских войск с территории Ирака.

Анализируя тенденции проявления международного терроризма, можно предположить, что некоторыми государствами во внутриполитическом переломном моменте и во внутренней реорганизации могут использоваться демонстрируемые через СМИ террор для создания страха, террофобии, которые оказываются инструментом политических игр.

Терроризм, как событие, сегодня в большей степени выступает как новая форма информационной войны. Ведь сам теракт это средство создать информационный повод. По сути дела террористы наносят удар не только по реальным объектам, а прежде всего по мыслям и чувствам людей и используют в этом случае, как инструмент, средства массовой информации.

Терроризм - дитя информационного века. Именно в наше время стало возможным узнать за считанные минуты о захваченных самолетах, взорванных аэропортах и успеть ужаснуться, и это знание - невольное орудие в руках террора, орудие идеологии. Общество развивается в сторону скорейшего распространения информации. Терроризм активно будет это использовать и не надо сомневаться, что в ближайшем будущем равным по силе атаки на какие-то объекты промышленности будут атаки информационной войны. Недаром сегодня многие эксперты считают, что по степени своего разрушительного воздействия информационные атаки соизмеримы с применением оружия массового уничтожения. Хорошо подготовленная целенаправленная информация, сброшенная одновременно через несколько крупнейших агентств и поддержанная в Интернете, может иметь непредсказуемые по своей сущности последствия, такие как всеобщая паника, дестабилизация экономики, падение курса валют, обострение межнациональных и межконфессиональных отношений. Наше мнение, что, освещая террористические операции, вот эти обстоятельства нужно помнить все время. Нужно помнить о своей обязанности информировать общественность, но не сеять панику. Помня, что сообщения в СМИ является общедоступными в том числе и для тех, кто намеренно создает критические ситуации. Учитывать, что мировое сообщество напрочь отвергает связь терроризма с какой-либо конкретной религией, расой или национальностью. Понимая, что информационные сообщения не должны содержать сведения, которые могли бы способствовать усилению позиций террористов. Например, выступления в поддержку их требований. Роль средств массовой информации в формировании общественно-политического климата в отдельно взятой стране трудно переоценить. Именно это обуславливает необходимость граждан, работающих в средствах массовой информации, занимать ответственную гражданскую позицию в деле создания национального и межнационального антитеррористического движения, поддержания у граждан бдительности, понимания ими необходимости проведения мер борьбы с терроризмом и экстремизмом, а при необходимости личного участия в этой борьбе.

 
  Дизайнерская группа
ОДКБ 2005
тел.: 8-926-233-44-10
e-mail:
адрес: 125047 г. Москва, Оружейный пер, 15а
Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования