Rambler's Top100

Международный антитеррористический
Медиафорум

Поиск
   
на главную карта сайта написать письмо Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта
Главная
Партнерам
Учеба журналистов
Новости
Форум
Программа
Выступления
Фотогалерея
Конференции

Николай Бордюжа: Поверьте, преодолеть раскол в обществе намного сложнее, чем объединить политиков


24/05-2007 12:45, Бишкек - ИА "24.kg", Жылдызбек ИБРАЛИЕВ

"В Кыргызстане идет политическая борьба в рамках правил", - считает генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа. Во время работы Первого бишкекского медиафорума "Роль и место СМИ в противодействии вызовам и угрозам XXI века" он ответил на вопросы в эксклюзивном интервью ИА "24.kg".

- Накануне вашего визита в Бишкек Госдепартамент США распространил информацию о том, что на севере Кыргызстана усиливается деятельность религиозно-экстремистской партии "Хизб ут-Тахрир". Можно ли расценивать это как элемент информационной войны со стороны Соединенных Штатов Америки?

- Вам должно быть легче комментировать, чем мне, потому что вы живете здесь. Я знаю, что деятельность "Хизб ут-Тахрира" и других исламских групп в регионе активизируется. Однозначно, что увеличивается и их финансирование, а проявления становятся все более вызывающими и сопряжены с экстремизмом. Да, это подтверждается материалами, собранными правоохранительными органами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Это не информационная война, это констатация фактов.

- А какие новинки в информационных технологиях стали использовать страны Запада в отношении стран - участниц Организации Договора о коллективной безопасности?

- У вас вопрос, как на экзамене… Действительно, привносится что-то новое с точки зрения противодействия. Но я бы не назвал это действительно чем-то новым. Весь спектр методов давления на государство уже используется информационными технологами. Мы наблюдаем разные приемы - от злонамеренных выбросов дезинформации до прямого давления путем заявлений.

Например, выступает один из руководителей крупного государства и говорит, что ему не нравится режим Александра Лукашенко в Беларуси и он сам. И такое-то государство выделяет, условно, пять миллионов долларов на ликвидацию его режима. Причем подобное заявляет не политолог или независимый эксперт, а представитель органов власти этого крупного государства. Это тоже пример информационного воздействия. Или, например, развернутые акции по оценке избирательных кампаний в том или ином государстве. Приезжает группа наблюдателей с уже заготовленными текстами докладов и заранее сформулированными негативными оценками. Затем, причем независимо от того, как проходят сами выборы, начинается информационное давление в масс-медиа Европы и США. Таких примеров не счесть. Все зависит от "творческого" подхода исполнителей и конкретно поставленной задачи.

- Как вы оцениваете последние события в Кыргызстане с точки зрения информационной безопасности?

- Считаю, это было противоборство двух политических сил. Представители органов власти заявляли, что обеспечивают стабильность в Кыргызстане, оппозиция - что власть действует неэффективно, поскольку у нее много недостатков и она не устраивает народ. Думаю, это была вполне мирная политическая борьба. И, слава богу, что дело не дошло до кровопролития и каких-либо экстраординарных ситуаций. Если не вдаваться в детали, то все происходило в рамках правового поля. Что, кстати, положительно характеризует и власть, и оппозицию…

- Получается, есть разница по сравнению с событиями марта 2005 года?

- В Кыргызстане все процессы отличаются гораздо большим спокойствием, нежели в Украине, Грузии… Я понимаю, о чем вы говорите. О последних днях Аскара Акаева, о захвате президентского дворца, что лично я считаю нарушением закона… Единственное, что вызывает удивление, так это то, как все-таки быстро все закончилось. Честно говоря, власть обязана была удержать людей от мародерства, причем именно та власть, которая на тот период еще действовала. Ваше счастье, что политические силы, бывшие в оппозиции, смогли достаточно оперативно взять под контроль ситуацию в стране. Все могло быть намного хуже.

- Замечено, что в странах, где прошли "цветные революции" - в Украине, Грузии, Кыргызстане - по прошествии какого-то периода времени начался системный кризис власти. А для отвлечения людей от внутренних проблем политики первых двух государств стали искать врага извне. Нашли в Кремле и среди поддерживающих Москву. Как, по-вашему, в Киеве и Тбилиси сами додумались или подсказал кто?

- Во-первых, я не ставлю знак равенства между событиями в Украине и Грузии и событиями, произошедшими в Кыргызстане. Здесь наблюдалась истинно политическая борьба, вызванная крайне высокой степенью недовольства прежними властями. И для этого были все основания - крайне низкий уровень жизни населения, вялая реализация социальных программ, серьезные изъяны в экономике… Все недовольство вылилось, конечно, в отвратительную форму захватов, избиений и мародерства.

В Украине и Грузии процессы шли иначе. Они искусственно были раздуты извне и подготовлены соответствующими силами, что и привело к захвату власти. Подобный кризис неизбежен, когда искусственно привносятся какие-либо явления в существующее государство и его строй. И определяется это не объективными предпосылками, а желанием зарубежных спонсоров, покровителей и их политическими амбициями. Через какое-то время наступает отрезвление и кризис той власти, которая насаждена извне. Наиболее ярко это видно на примере Украины. Грузия же - маленькое государство, легче управляемое, туда требуется вложить меньше средств, правильно? А в Украине произошло самое страшное: раскол общества на две половины. Преодолеть это намного сложнее, чем объединить политиков.

- У нас, тем не менее, ходят упорные слухи, что этой осенью в Кыргызстане следует ожидать очередного обострения ситуации. В свете последних заявлений государственного секретаря США Кондолизы Райс о намерениях Америки поддержать неправительственный сектор России в его влиянии на политическую ситуацию в РФ иначе видится и прошедший недавно в Бишкеке форум НПО. Поговаривают, что НПО получили команду раскачивать обстановку в Кыргызстане…

- Самое страшное, что некоторые политики почему-то присваивают себе право или роль определять, что необходимо тому или иному народу, а что - нет. Все это ведет, как правило, к полному краху государства. Нет случаев, когда попытки влияния извне приводили к чему-то хорошему. Пока наблюдаем только катастрофы. У меня это вызывает чувство омерзения. Так не должен поступать ни один политик…

Что касается продолжения политической борьбы в Кыргызстане, убежден, что она продолжится. Это происходит и в России, и в Казахстане, и в Беларуси (улыбается)… Потому что борьба - суть деятельности общества!

- Что может противопоставить ОДКБ в качестве информационного противодействия Западу во время очередных парламентских и президентских выборов, которые в ближайшее время пройдут в странах - участницах ОДКБ?

- ОДКБ прежде всего призвана защищать государства, входящие в нее, от внешних угроз. Мы не вмешиваемся во внутреннюю политическую борьбу, не пытаемся влиять на исход выборов. Более того, мы максимально дистанцируемся от любых попыток втянуть нас в тот или иной политический процесс. Для нас, подчеркиваю, главное - защита от угроз извне. Поэтому в связи с предстоящими выборными кампаниями в этих государствах постараемся обеспечить стабильность.

- Какие угрозы существуют для Кыргызстана и Центральноазиатского региона в целом?

- Для Кыргызстана сегодня самая главная угроза - внутренние проблемы. Чем быстрее наступит стабильность в обществе, чем эффективнее начнет развиваться экономика, чем надежнее конституционно будет обеспечена вертикаль власти, тем быстрее страна войдет в число динамично развивающихся государств. У КР нет пока только одного - единства нации для решения главных задач, которые стоят перед вами - экономический рывок, повышение благосостояния народа, решение социальных проблем, которые давят. А затем следует выйти на уровень реального сотрудничества, для чего и требуются порядок и согласие. Политическая борьба должна происходить в рамках закона.

Оглянитесь, сегодня интересные результаты работы у Казахстана, России, Беларуси. Эти государства находились с Кыргызстаном в одинаково сложных условиях после распада Советского Союза. Но они уже преодолели экономические проблемы и планомерно развиваются.

- В своем выступлении на Первом бишкекском медиафоруме "Роль и место СМИ в противодействии вызовам и угрозам XXI века" вы сказали, что "операции НАТО в Афганистане пробуксовывают, а движение "Талибан" практически восстановило свои позиции и положение". Какую опасность сегодня представляют талибы для Центральной Азии?

- Они представляют угрозу не только Кыргызстану и ЦА. Для всего Содружества Независимых Государств Афганистан сегодня представляет проблему не только как основной игрок наркотрафика и источник нестабильности. Если там к власти вновь придет движение "Талибан" со своим фундаменталистским видением построения государства, не гнушающимся поддержки террористических групп, это будет проблемой для всех.

- В закрытом докладе Проекта развития Организации Объединенных Наций, где указывались данные за 2004 год, говорилось, что силовые структуры страны реально задерживают всего 0,2 процента проходящего через республику наркотрафика. С тех пор, по вашим данным, ситуация изменилась?

- Цифры сейчас назвать не могу. Изменилось одно: у вас сейчас вполне дееспособное Агентство по контролю наркотиков. Действительно, эта служба заняла свою нишу и эффективно работает, там профессиональный состав и руководитель. Не хватает только технического обеспечения. Но служба состоялась и действует. А это обещает дать положительные результаты.

 
  Дизайнерская группа
ОДКБ 2005
тел.: 8-926-233-44-10
e-mail:
адрес: 125047 г. Москва, Оружейный пер, 15а
Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования