Rambler's Top100

Международный антитеррористический
Медиафорум

Поиск
   
на главную карта сайта написать письмо Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта
Главная
Партнерам
Учеба журналистов
Новости
Форум
Программа
Выступления
Фотогалерея
Конференции
съезд ЛДПР на котором Жириновский Думы после чего были арестованы

Теракты в наше время обретают мировое воздействие... благодаря СМИ

10.06.2004

Чингиз Айтматов - "Евразия в 21 веке: диалог культур или конфликт цивилизаций?" - так называется международная конференция, которая состоится 10-11 июня на Иссык-Куле.

Кому служат СМИ, религия и культура?

- Чингиз Торекулович, тема заявлена глобальная... Значит, вопрос стоит по-шекспировски: быть или не быть?

- Можно это и так трактовать. В истории человечества, как известно, случаются моменты наивысшего напряжения. И сегодня мы переживаем такой момент. Казалось бы, только-только стороны управились с конфликтом биполярным, когда холодная война захлестывала нас, когда друг другу противостояли непримиримые и фанатичные идеологии и страны - их носители... Сейчас биполярности нет. Это был прорыв в развитии общества. Но вот в процессе глобализации возникли новые очаги конфликтов, спровоцировавшие нынешние локальные войны, и не исключено - грядущие масштабные. Увы, сегодня идеология насилия вновь культивируется, а терроризм приобрел огромное, мегазловещее влияние. И не только потому, что сами теракты ужасны, что они приносят много горя и страданий людям. Будучи локальными по методу действия, теракты в наше время обретают мировое воздействие. Благодаря чрезвычайной информационной насыщенности нашей жизни, электронным и печатным средствам массовой информации они мгновенно влияют на чувства и убеждения людей - наших современников. Вот что страшно! И сам терроризм заинтересован не столько в прямом эффекте - сколько будет разрушено зданий, убито людей, - а в том, что это будет немедленно озвучено, немедленно оглашено по всему свету.

- Писатели, деятели культуры способны что-то противопоставить этому?

- Это, конечно, непросто. Ибо в основе данного явления лежат сопровождающие жизнь общества ее доминирующие компоненты, такие как религия, культура... Казалось бы, религия должна служить и призывать миротворчеству, спокойствию, духовному возвышению. Но известная ограниченность, эгоизм и консервативность основных конфессий, когда каждая из них претендует на тотальное главенство над умами и душами людей, неизбежно вызывает обратный эффект.

И в сфере культуры, к сожалению, происходят необратимые процессы. Ибо массовая культура, заполонившая нашу жизнь, - это бич общества, разрушитель истинных нравственных ценностей. Из одной крайности мы впадаем в другую крайность. Если раньше художника подавлял идеологический режим, то сегодня его умерщвляет рынок, коммерциализация. В мире господствует американская массовая культура, которая формирует деструктивные стереотипы и стандарты мышления и поведения. Мы все оказались перед критической чертой. Поэтому Евразия, которую представляют разные страны и народы, должна самоосознать себя и выполнить свою историческую миссию.

В океане политики

- 21 век диктует, как нынче говорят, свои вызовы. Происходит активный передел сфер влияния в мире. Маленький Кыргызстан волею судеб оказался на пересечении интересов сверхдержав. С кем быть, и что делать, чтобы не утонуть в океане большой политики?

- Не надо постоянно называть нас маленьким Кыргызстаном! Нельзя ни жаловаться, ни кичиться этим. В том же Европейском Союзе есть страны территориально куда ограниченнее: Бельгия - континентальный центр Европейского Союза - в семь раз меньше Кыргызстана. То, что мы интересны, то, что мы нужны таким гигантам как Китай, США, Россия, - очень хорошо. А вот как сохранить самих себя - это уже наша забота. Мы должны научиться сочетать глобальное со своим национальным.

С кем быть, вы спрашиваете? Для Кыргызстана приоритетной страной или, как говорят политики, стратегическим партнером была и остается Россия. Я лично всегда об этом! "" заявлял, да и симпатии моего народа ни для кого не являются секретом. Дружбу с Россией и русским народом завещали нам наши предки. Но ведь это не запрещает Кыргызстану дружить с другими странами и народами, осваивать, так сказать, новые поля цивилизации. Надо быть вместе со всеми, каждому уделять часть своей жизни и духа, чтобы извлечь из этого взаимообмена нечто ценное и для себя. Я убежден, что в конечном итоге каждое из государств и обществ обретут свое неповторимое содержание, займут достойное место в современном миропорядке. А великие державы обязательно должны иметь это в виду, чутко относиться к другим странам и народам. Иначе они попросту не имеют права именоваться великими.

- В своих произведениях "Буранный полустанок", "Плаха" вы подняли проблему незащищенности человечества и нашей планеты, которая "хрупка как голова младенца"... В образах Едигея, Авдия Калистратова, волчицы Акбары воплощены и вселенская скорбь, и неуспокоенность за судьбы мира. Но, как вы сами говорите, мир сегодня изменился: может настало время иных реалий и героев? Мог бы Чингиз Айтматов написать, скажем, роман, где главными персонажами будут Джордж Буш, Осама бен Ладен и Саддам Хусейн?

- Ну, вы меня развеселили!.. (Смеется). Я не думаю, что эти люди являются героями нашего времени. Для этого они должны обладать глубокой нравственной основой, субстанцией человечности.

Либо нести в себе мощную драматическую и трагическую доминанту - страдальца, борца за правое дело. Вряд ли Саддам Хусейн может в этом плане служить источником вдохновения для зрелого художника. Но возможно я и ошибаюсь. Не исключено, что со временем те молодые таланты, которые взращиваются на современной почве, по-иному осмыслят нынешние социальные и мировоззренческие конфликты, и названные фигуры найдут свое художественное воплощение. Хотя такая "эволюция" умов и ценностей была бы катастрофичной...

- Художник и власть - извечная проблема, особенно в жизни российского общества, где они всегда противостояли друг другу. Потом эта традиция перекочевала и в советскую эпоху. А можно ли ужиться с властью, с политическим режимом?

- Это каждый для себя решает сам. Уже в рамках одной эпохи судьбы художников разнятся. Драматична судьба белоруса Василя Быкова, который самоустра-нился от новых социальных веяний в своей стране, а политики - отмекевались от него. Говорю о Василе Быкове еще и потому, что мы были в близких, товарищеских отношениях. Мы все, советские писатели, им гордились. Слово Быкова - было словом истины, убежденности, познанных в окопах. Безусловно, как писатель-фронтовик, он по-особому чутко воспринимал современные коллизии, считая, что есть некие непоколебимые ценности, обусловленные трагическим прошлым, которые нельзя нарушать.

Александр Солженицын - выдающаяся личность 20-го века. Для России же - символ эпохи. Всю жизнь он боролся с коммунистическим ГУЛАГом, являя пример громадного внутреннего достоинства и гражданского мужества. Он победил в этой борьбе, победил целый строй. Но сегодня - снова один, а либерально-олигархическая система дамокловым мечом нависла над его убеждениями. Александр Исаевич вернулся в Россию, которую хотел видеть обустроенной и возвышающейся на фундаменте выстраданных им духовных и социальных ценностей, и... не принял и не понял того, что увидел. И его не поняли, обуянные капиталами.

Это - и исключительная, и типичная для России судьба. На Западе художник существует в другом измерении, государство его не очень волнует и не очень раздражает: он может жить и творить сам по себе, без того колоссального морального напряжения, которое испытывает писатель здесь. Наш внутренний мир подобен подчас ядерному облучению. У нас ведь как: ты или наш - или не наш, в обществе нет устоявшегося этикета взаимоотношений с властью. Конечно, категорически противостоять власти, не принимать ту действительность, которая тебя окружает, очень тяжко.

О чем плачет мать Манкурта

- Кыргызская национальная культура второй половины 20-го века - это Чингиз Айтматов и национальный кинематограф, который взошел на произведениях Айтматова. Потом был период длительного застоя, но сегодня ряд отечественных режиссеров вновь пробивается на широкий экран. Есть ли надежда, что "кыргызское чудо" возродится?

- Надежда, конечно, есть. Но реальность такова, что пока не оставляет иллюзий на сей счет. Я уже говорил о засилии массовой культуры, которая поставила национальное искусство в чрезвычайно опасное положение. Происходит безудержная эксплуатация и паразитирование на стадных, примитивных инстинктах людей. Мыслительное искусство, как я бы это назвал, которое пытается рассуждать о человеке и его духовном предназначении, подавляется. Казалось бы, все это понимают, но ведь ничего не делается, чтобы этому противостоять! И возрождение как кыргызского кинематографа, так и культуры в целом, может произойти только через огромное усилие конкретных людей и всего общества. Увы, молодые суверенные страны, такие как наша, еще не накопили необходимого морального и материального потенциала для поддержки кинематографа, театра, литературы.

- Тем не менее, буквально на днях завершен монтаж фильма "Плач матери Манкурта" - экранизация вашего произведения "Буранный полустанок". Насколько я знаю, это своего рода подарок, который в честь вашего 75-летия решили вам сделать режиссер и продюсер фильма...

- Да, это приятный сюрприз для меня. Плач матери манкурта - один из центральных эпизодов моего романа. Проблема насилия над человеком, вытравление его нравственной, интеллектуальной сущности - что может быть страшнее? Манкурт - это безусловный раб, который никогда не восстанет, не поднимет голову против своих угнетателей. Смысл плача матери манкурта: лучше убить человека, чем лишить его памяти, ибо без нее ты уже не человек. .. Отрадно, что этот материнский зов, воплощенный в художественной форме, волнует моих современников в разных странах. Так, в прошлом году в Нью-Йорке был поставлен вокально-симфонический мюзикл "Плач матери манкурта" по мотивам моего произведения. Как видите, и океан - не препятствие, чтобы этот призыв к покаянию и взаимопониманию был услышан из глубины веков, из отдаленной глухой степи, из уст матери, причитающей о трагической судьбе своего сына.

- Чингиз Торекулович, в заключение, пожалуйста, несколько слов для читате-лей газеты "Аргументы и факты"...

- Я внимательно слежу за вашей газетой и считаю "Аргументы и факты" в известном смысле эпохально-знаковым СМИ. Еще в советский период газета обрела свое лицо, нашла правдивый и честный способ отражения жизни. И сегодня "АиФ" не потерял, не растратил свое профессионально-творческое кредо и нравственные ориентиры, как, увы, это произошло со многими ранее уважаемыми изданиями. По-этому и читателям еженедельника, всем кыргызстанцам и гостям нашей страны я желаю сохранять внутреннее достоинство и веру - в себя, свои силы, свою страну. Это главное.

Беседовал Ибрагим Рустамбек

"Аргументы и факты Кыргызстан" № 23, 2004г

 
  Дизайнерская группа
ОДКБ 2005
тел.: 8-926-233-44-10
e-mail:
адрес: 125047 г. Москва, Оружейный пер, 15а
Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования