Rambler's Top100

Международный антитеррористический
Медиафорум

Поиск
   
на главную карта сайта написать письмо Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта
Главная
Партнерам
Учеба журналистов
Новости
Форум
Программа
Выступления
Фотогалерея
Конференции
персональной информации Предоставление

Интервью Специального представителя Президента Российской Федерации А.Е.Сафонова ИТАР-ТАСС по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью


Вопрос: Каковы основные достижения России как председателя "восьмерки" на антитеррористическом направлении? С какими странами Россия наиболее активно сотрудничала в прошедшем году в борьбе с терроризмом?

Ответ: Считаю, что мы вполне можем быть удовлетворены, так сказать, "антитеррористическими" итогами председательства России в "Группе восьми". Так, при нашем ведущем вкладе и при активной и слаженной работе всех участников "восьмерки" удалось обеспечить весомое антитеррористическое наполнение решений саммита "Группы восьми" в Санкт-Петербурге.

Напомню, что одобренная лидерами "восьмерки" Декларация саммита "Группы восьми" о борьбе с терроризмом содержит 12 специальных направлений профильного сотрудничества государств "восьмерки" на направлении антитеррора, подтверждает готовность ее участников бороться с этим вызовом XXI века до его полного искоренения.

Новой для "восьмерки" крупной сферой приложения совместных усилий в Декларации определено "противодействие террористическим актам и иным преступным посягательствам на ключевые объекты инфраструктуры". Речь идет о плане действий по охране важнейших объектов мировой энергетической инфраструктуры, включая выявление и классификацию уязвимых сторон этих ключевых объектов, оценку возникающих и потенциальных рисков террористических атак, а также выработку наилучшей практики обеспечения эффективной безопасности во всех энергетических секторах стран "восьмерки".

Другим прорывным моментом в работе "восьмерки" на антитеррористическом направлении стало акцентирование ее лидерами в принятом в Санкт-Петербурге Заявлении об укреплении программы ООН по борьбе с терроризмом центральной роли этой Организации, которая, согласно тексту Заявления, как никакая другая "способна добиться выработки всеобщего согласия между государствами в вопросах осуждения терроризма". Таким образом, увенчалась успехом годами отстаиваемая и проводимая Россией линия на максимальное подтверждение и укрепление центральной координирующей роли ООН в борьбе с терроризмом. "Восьмеркой" взят долгосрочный курс на поддержку и наращивание усилий ООН с прицелом на полную ликвидацию глобальной террористической угрозы.

В принципе хотел бы обратить внимание всех, кто будет читать вашу информацию - глубже вчитываться в документы такого уровня и внешнеполитического веса. Это всегда - важнейший "срез" современной мировой дипломатии, многое определяющий в дальнейшем международном сотрудничестве. Решения Санкт-Петербурга считаем замечательным вкладом в повышение качества и эффективности международного антитеррористического взаимодействия.

Беспрецедентной для "восьмерки" стала инициатива ее российского председательства о запуске механизма антитеррористического партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму, их совместных усилиях по защите государств, граждан и частных предприятий от террористической угрозы. Лидеры "восьмерки" в Санкт-Петербурге приветствовали решение о созыве в Москве в ноябре 2006 года Глобального форума по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму. Они обязались тесно сотрудничать в рамках "восьмерки", а также с другими государствами с тем, чтобы придать "данной инициативе характер устойчивого и успешного процесса". Глобальный форум состоялся, в его ходе поддержан ключевой документ инициативы - Стратегия партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму.

Возвращаясь к Вашему второму вопросу - о том, с кем Россия в большей степени сотрудничала в антитерроре - скажу, что краткий ответ на него: со всеми. Это наша принципиальная установка. Борьба с терроризмом - всеобщая задача в силу глобального характера угрозы. Другое дело, естественно, в рамках отношений с нашими ближайшими соседями, членами ОДКБ, ШОС, СНГ, это - особый приоритет. Так было и в истекшем году.

Продвинутый характер носит, конечно, наша работа на антитеррористическом направлении в иных международных форматах - в универсальном (ООН) и региональном, например, европейском - ОБСЕ, СЕ, по линии отношений с НАТО, ЕС, а также в рамках "восьмерки", о чем мы уже говорили.

Отлажено и укреплялось в 2006 году двустороннее взаимодействие с ведущими государствами - участниками международной антитеррористической коалиции, прежде всего, в рамках соответствующих двусторонних рабочих групп и консультаций - с США, Великобританией, Францией, Испанией, Китаем, Индией, Японией и др. Особо выделю сотрудничество с ведущими странами исламского мира - Египтом, Пакистаном, Саудовской Аравией, Алжиром. Высоко ценим такой двусторонний формат антитеррористического взаимодействия - именно он часто позволяет выходить на новаторские, оптимальные решения, которые потом могут быть закреплены и развиты на многосторонних форумах.

Вопрос: Вы упомянули инициативу партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму и принятую на Глобальном форуме в Москве международную Стратегию. Какие первые шаги будут предприняты по реализации документа?

Ответ: Сначала хотел бы вновь напомнить основные факты: в соответствии с решениями Санкт-Петербургского саммита "Группы восьми" 28-30 ноября 2006 г. в Москве состоялся Глобальный форум по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму. В работе Форума приняли участие официальные делегации государств "восьмерки" и элиты международных предпринимательских кругов (свыше 550 делегатов, в том числе от более чем 200 частных компаний, российских и иностранных). На Форуме, Вы правы, был принят главный документ одноименной инициативы России и "Группы восьми" - Стратегия партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму.

Очень важно, что на Форуме состоялись развернутые, насыщенные и открытые дискуссии. При этом все участники Глобального форума отмечали перспективность, пользу и своевременность инициативы, необходимость создать для нее как политические и организационные рамки (что уже, собственно, сделано с принятием Стратегии), так и обеспечить ее совместной поддержкой "Группы восьми", наращивать в формате "государство-бизнес" усилия по наполнению инициативы конкретным содержанием - в рамках предусмотренных Стратегией неформальных рабочих государственно-частных рабочих групп, прежде всего, по наиболее перспективным проектам, предложенным участниками Глобального форума.

Перечислю ряд таких проектов и их основных инициаторов. Это предложения российских компаний "Норильский никель" и АЛРОСА о пресечении финансирования терроризма посредством эффективного международного противодействия контрабанде драгоценных металлов и алмазов; проект российской компании "Международный центр консалтинга и маркетинга", о выработке новаторских международных схем страхования от террористических рисков; предложения Росинформтехнологии, перекликающиеся с инициативами норвежской компании "Теленор", в пользу создания надежных систем обмена информацией между государствами и частными структурами, защищенных от криминального и террористического вмешательства; проект итальянской корпорации "Финмекканика" о создании систем надежной и экстренной связи между государственными и частными организациями, ответственными за функционирование критически важных энергетических инфраструктур; предложение американской корпорации "Ситигрупп" по сокращению возможностей использования для целей финансирования терроризма неформальных каналов денежных переводов мигрантских общин.

Как представляется, инициатива будет теперь выходить и в другие, помимо "восьмерки", международные форматы - уже есть планы по линии ОБСЕ. Речь идет о совместной антитеррористической инициативе России и США. Суть ее - провести в мае 2007 года Политическую конференцию ОБСЕ по партнерству государств, бизнеса, а также и всего гражданского общества, в борьбе с терроризмом. Предполагается, что тематические блоки повестки дня конференции будут рассматриваться через призму взаимодействия именно в треугольнике "государство - гражданское общество - бизнес". Считаем весьма важным, что тема предстоящей конференции прямо перекликается с инициативой российского председательства в "Группе восьми" по укреплению партнерства государств и бизнес-сообщества в борьбе с терроризмом и имеет все шансы стать ее развитием на региональном европейском уровне.

Хотел бы подчеркнуть, что Россия, ключевой автор "восьмерочной" инициативы партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму, будет стремиться играть в ее дальнейшем развитии ведущую роль.

Вопрос: Террористическая опасность, исходящая с территории Афганистана, вновь обостряется, к тому же не уменьшается наркотрафик из этой страны. Какова позиция России по этой проблеме и что намерена предпринять российская сторона для выправления ситуации в Афганистане?

Ответ: На примере Афганистана со всей очевидностью просматривается взаимосвязь между наркотрафиком и терроризмом. По сути - это две стороны одной медали. Встревожены тем, что Афганистан все отчетливее превращается в наркогосударство. Об этом свидетельствует и статистика. Согласно данным международных экспертов, около 50% афганского ВВП формируется за счет наркопроизводства. В целях противодействия афганской наркоугрозе Российская Федерация инициировала в рамках своего председательства в "восьмерке" проведение в Москве 26-28 июня 2006 г. международной министерской конференции "О путях доставки наркотиков из Афганистана". Московский форум выработал четкий и комплексный план действий по борьбе с афганским наркотрафиком. Сейчас необходимо перевести все эти решения на язык конкретных мер. Приоритет - укрепление "поясов антинаркотической безопасности" вокруг Афганистана, прекращение поставок в эту страну используемых для производства героина прекурсоров.

Вопрос: Как развивается сотрудничество Россия - НАТО в этом направлении?

Ответ: Антинаркотическое направление является одной из важных составляющих нашего диалога с НАТО. В прошлом году под эгидой Совета Россия - НАТО был согласован и запущен пилотный проект по подготовке антинаркотических кадров для Афганистана и государств Центральной Азии. В 2006 году на базе учебного центра МВД России в г. Домодедово прошли обучение четыре группы курсантов из государств региона. Не менее широкомасштабные планы стоят перед нами и в наступившем году. Исходим из того, что подготавливаемые в России кадры помогут справиться с тем "нарконедугом", который поразил афганское общество.

Вопрос: Как продвигается расследование обстоятельств убийства сотрудников российского Посольства в Ираке? Насколько налажено сотрудничество с иракской стороной в поиске виновных? Помогают ли США в этом вопросе?

Ответ: Как известно, есть соответствующее поручение Президента Российской Федерации правоохранительным органам. Могу подтвердить, что они во взаимодействии с иракскими компетентными ведомствами, а также с американской стороной проводят активные оперативно-следственные мероприятия по делу о похищении и убийстве в июне 2006 года сотрудников Посольства России в Ираке. Тщательно отрабатываются все имеющиеся версии. Анализируется и проверяется регулярно поступающая из различных источников информация об обстоятельствах данного теракта, его предполагаемых исполнителях и заказчиках.

Добавлю, что следственные действия заметно затрудняются тем, что в условиях сегодняшнего Ирака их проведение сопряжено с реальным риском для жизни командируемых в эту страну сотрудников российских правоохранительных ведомств.

Информация о том, как продвигается расследование, носит закрытый характер и пока не может разглашаться. Тем не менее, убеждены, что преступники, ответственные за убийство наших коллег, неизбежно будут установлены и понесут заслуженное наказание.

Вопрос: Как Вы считаете, скажется ли казнь Саддама Хусейна и его соратников на повышении террористической угрозы, исходящей с территории Ирака?

Ответ: МИД России уже неоднократно озвучивал свою позицию по данному вопросу. Со своей стороны готов повторить, что казнь бывшего иракского президента и затем двух его ближайших соратников, совершенная вопреки призывам международного сообщества, ни в коей мере не способствует стабилизации ситуации в Ираке. Тем более что шокирующие обстоятельства этих показательных экзекуций, ставшие достоянием гласности, спровоцировали крайне негативную реакцию как среди многих иракцев, так и в других странах мира.

На этом фоне вызывают недоумение заявления некоторых официальных лиц ряда государств относительно того, что "устранение тирана и его приспешников", дескать, будет содействовать национальному примирению в Ираке, откроет новую "демократическую" страницу в истории этой страны. Безусловно, такая позиция не выдерживает критики. Подобные жестокие меры могут привести лишь к дальнейшей эскалации военно-политической напряженности и обострению этно-конфессиональной конфронтации в и без того истерзанном кровавой междоусобицей Ираке. Естественно, что это неизбежно приведет и к повышению уровня террористической угрозы, исходящей с территории этой страны.

Как представляется, единственное, что может вывести Ирак из нынешнего затяжного кризиса - это не продолжение практики сведения политических счетов и проведения громких судебных процессов, а скорейшее начало реального межиракского диалога с участием представителей всех политорганизаций и этно-конфессиональных групп страны, нацеленного на достижение подлинного национального примирения и согласия.

24 января 2007 года

 
  Дизайнерская группа
ОДКБ 2005
тел.: 8-926-233-44-10
e-mail:
адрес: 125047 г. Москва, Оружейный пер, 15а
Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования